Юридические услуги

Регистрация товарного знака

Пожалуй не будет преувеличением сказать, что в России все слышали о таких иностранных брендах, как Coca-Cola, AliExpress, Google или об отечественных Билайн, Сбербанк, Яндекс и ...

Пожалуй не будет преувеличением сказать, что в России все слышали о таких иностранных брендах, как Coca-Cola, AliExpress, Google или об отечественных Билайн, Сбербанк, Яндекс и многих других. Обороты этих компаний составляют миллиарды долларов ежегодно. Огромные прибыли построены не только за счёт оригинального сервиса или качественного продукта. Важную роль играет узнаваемость бренда, и, как следствие, доверие потребителей.

С целью защитить от недобросовестного конкурента «раскрученное» название, многие компании регистрируют товарный знак. Товарный знак — одно из возможностей сделать ваш товар или услугу уникальными. Обычно, чтобы сделать ваш бренд узнаваемым, в первые годы требуется большие финансовые вливания. Зато в последствии, довольно быстро окупает себя с минимальными вложениями в рекламу.

Помощь при регистрации товарного знака +7(992) 330-43-42

Вопреки распространённому мифу, регистрация товарного знака может быть интересна не только тем, кто уже имеет крупный бизнес, но и компаниям с относительно небольшим оборотом. Согласно статистике, на территории России зарегистрировано около 700 000 товарных знаков.

Знаете ли вы, что товарный знак можно зарегистрировать только на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо.

Зачем регистрировать?

Существует несколько основных причин, положительно влияющих на ваш бизнес:

  • Увеличение прибыли за счёт узнаваемости бренда и повышения доверия потребителей.
  • Защита от конкурентов, которые могут использовать «ваше имя» в своих целях.
  • После регистрации, общая стоимость компании возрастает.
  • Если вы предлагаете работу с партнёрами по системе франшизы, без товарного знака он легко и законно присвоит название, а вы потеряете бизнес.
  • Статус фирмы «с товарным знаком» повышает доверие не только потребителей, но и партнёров.
  • Вы сможете получить юридическую защиту не только названия, но и доменного имени.

Виды товарных знаков

Процедуру регистрации ТЗ регулирует Гражданский кодекс РФ (статья 1477). Предусмотренный законодательством срок — от 8 до 13 месяцев. К сожалению, провести процедуру регистрации быстрее 8 месяцев не возможно. Дело в том, что Россия — участник международного соглашения. Российский регистратор — Роспатент должен взаимодействовать с регистрирующими органами других стран, а это требует времени.

Товарным знаком может быть не только логотип компании. К ним относят следующие виды:

  • Словесные обозначения. Это любые сочетания букв любого алфавита, образующие слоги или слова. Защитить можно не только название, но и, например, слоган.
  • Графические изображения. Изображения любых существующих или вымышленных предметов, геометрических фигур, линий, пятен на плоскости или объемное изображение. Пример такого изображения — логотип спортивной фирмы Nike.
  • Комбинированные. Комбинации элементов любого вида. Например, бренд автомобильной марки Ford имеет текстовое обозначение на овальном фоне.

Это основные виды товарных знаков. Существуют и другие, но они используются значительно реже.

Порядок действия

Процедура регистрации состоит из нескольких шагов:

Шаг 1: Разработка знака

Либо самостоятельно, либо с привлечением стороннего дизайнера разрабатывается уникальный товарный знак. Следует отметить, что он не должен быть повторением существующего знака.

После создания, необходимо прикрепить к нему один или несколько классов из 45 предложенных по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Принцип выбора классов МКТУ такой же, как и при выборе ОКВЭД. Первые 34 класса обозначают товар, остальные 11 — услугу. Роспатент предоставляет рекомендации при выборе классификации. Если вы не уверены в своём выборе обратитесь к юристу.

Шаг 2: Проверка на занятость и схожесть

По базам Федерального института промышленной собственности (ФИПС) проходит проверка вашего знака на занятость. Для избежания недоразумений, мы рекомендуем производить полную проверку: как тех знаков, что уже зарегистрированы, так и поданных заявлений, но пока находящихся в работе. Дело в том, что процедура регистрации занимает длительное время — от 8 месяцев и дольше.

Шаг 3: Оплата государственных пошлин

Для регистрации товарного знака, оплачиваются 3 госпошлины. Первые две оплачиваются в начале, а последняя — только при положительном решении Роспатента.

Пошлина 1: 2700 рублей за предварительную проверку в ФИПС.

Пошлина 2: Экспертиза для присвоения класса — 11500 рублей за первый и около 2 тысяч рублей за каждый последующий класс.

Пошлина 3: 16200 рублей — за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака.

Таким образом, общая стоимость затрат на пошлины, при условии, что для регистрируемого товарного знака выбрано 4 класса по МКТУ составит 38650 рублей.

Шаг 4: Подача документов

Сбор и подача пакета документов. Обратите внимание, что подать документы на регистрацию может только владелец торгового знака. Ни сотрудники компании, ни представители владельца сделать этого не могут.

Шаг 5: Получение свидетельства о регистрации

При принятии положительного решения, владелец торгового знака лично, либо через почтовое отправление получает свидетельство. С этого момента считается, что торговый знак зарегистрирован.

Как могут помочь наши юристы

Если вы решили зарегистрировать товарный знак, обратитесь к нашим юристам. Если у вас есть вопросы, мы проконсультируем вас по интересующим темам. Также, мы готовы оказать вам помощь:

  • Проверка будущего товарного знака на занятость.
  • Подготовка необходимого пакета документов для подачи в Роспатент (ФИПС).

Частые вопросы и ответы

Что будет, если использовать обозначение ® или ™ без регистрации? Использование указанных предупредительных меток без наличия государственной регистрации, преследуется по закону. Нарушителю грозит либо административная, либо даже уголовная ответственность.

Какие последствия, если использовать чужой товарный знак? Законодательство также предусматривает, как административную, так и уголовную ответственность. В первом случае, предусматривается штраф от 10 до 40 тысяч рублей за однократное нарушение. Во втором случае, применяется 180 статья УК, если чужой бренд использовался неоднократно, или нанесён ущерб более, чем на 1,5 миллиона рублей.