Юридические услуги

Досудебное урегулирование споров

Непримиримые конфликты между сторонами в наше время — не редкое явление. С целью защитить свои права или доброе имя, многие вынуждены обратиться в суд. Однако, ...

Непримиримые конфликты между сторонами в наше время — не редкое явление. С целью защитить свои права или доброе имя, многие вынуждены обратиться в суд. Однако, обращение в эту инстанцию сопряжено со многими трудностями: не маленькие финансовые затраты, потеря времени и эмоциональных сил для обеих сторон.

Если истец и ответчик — предприниматели, и связаны между собой довольно выгодными для них партнёрскими отношениями, они могут быть заинтересованы в решении конфликта и продолжении сотрудничества. В таком случае, самое оптимальное — досудебное урегулирование спора. В этой статье мы постараемся рассказать о порядке досудебного урегулирования, его преимуществах и видах.

Досудебное урегулирование споров в Екатеринбурге

+7 343 206-51-52

Преимущества

Претензионный порядок решения конфликта имеет ряд неоспоримых плюсов перед судебным:

🕐 Довольно быстрое решение вопроса. Закон устанавливает временные рамки для ответа на претензию — 30 дней. Если стороны желают выйти из конфликта, обычно, в течение этого времени удаётся найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. В отличие от него, судебные разборки могут длиться по несколько месяцев или даже годами.

💰 Это дешевле. Нет необходимости в затратах на юридические услуги, представительство в суде и затрат на государственные пошлины.

🤝 Выгодно для обеих сторон. Мирное урегулирование конфликта позволяет «сохранить лицо» и рассчитывать на продолжение деловых отношений, если речь идёт о предпринимателях.

Обратите внимание, что если сторона предприняла попытки для мирного решения вопроса, даже если это не требовалось по закону, факт наличия такой попытки, может быть аргументом в её пользу.

Досудебное урегулирование споров

Где применяется?

Целый ряд Кодексов предписывает претензионный порядок решения конфликта в следующих, наиболее частых ситуациях:

Семейные конфликты:

  • Раздел имущества супругов при разводе.
  • Взыскание алиментов.
  • Определение порядка общения с ребёнком.
  • Определение места жительства ребёнка.

Гражданские дела:

  • Защита прав потребителей (возврат товара, обмен, устранение недостатков, и так далее).
  • Споры по наследству (признание наследника недостойным, отмена завещания).
  • Жилищные споры.
  • Неисполнение договоров (взыскание долгов, требование об устранении недостатков и другие).
  • Возмещение морального или материального вреда.

Арбитражные споры:

  • Банкротство физических или юридических лиц.
  • Споры по авторским правам.
  • Споры по договорам подряда, перевозки или поставки.

Этапы

На практике, юрист, помогающий вам решить конфликт, прибегает к нескольким действенным способам: устным и/или письменным переговорам, направлении контрагенту претензионного письма, и медиации.

Обратите внимание, закон предписывает, что в некоторых сферах взаимоотношений, стороны в обязательном порядке должны попытаться самостоятельно урегулировать конфликт. В противном случае, иск не будет принят к рассмотрению.

В первом случае, представляющий ваши интересы юрист, предложит второй стороне встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию. Опытный специалист, используя техники улаживания конфликта, поможет обеим сторонам прийти к устраивающему всех компромиссу, и закрепит договорённости отдельным соглашением. Если стороны пошли друг другу на встречу, обычно, условия дополнительного соглашения выполняются добровольно и в полном объеме.

Если ответчик не идёт на уступки, отказывается от встречи или телефонного разговора, вы можете отправить претензионное письмо по месту его жительства. В письме, в спокойной форме излагаются обстоятельства дела, ваши общие требования, пожелания и основания для них. Основанием может быть ваш письменный договор, или права, закреплённые законом. Такие действия, обычно достаточны, чтобы в случае отсутствия какой-либо реакции ответчика, можно было обратиться в суд. Обязанность соблюдения претензионного порядка лежит на истце.

Оформление претензионного письма

Закон не предусматривает каких-либо особых правил к содержанию претензионного письма. Однако, составителю следует придерживаться делового стиля. Ни в коем случае не допускайте в тексте оскорблений и угроз. В письме должны быть чётко указаны: получатель, данные отправителя претензии (Ф.И.О., контакты и адрес), обстоятельства дела, требования и основания для них. Кроме того, следует указать разумный период для выполнения этих требований. В некоторых случаях закон оговаривает сроки, а в некоторых нет. В любом случае, проконсультируйтесь с юристом.

Часто, дело может иметь специфические особенности: по конкретным договорам, видам услуг или товарам. Поэтому, универсального образца претензии на все случаи жизни найти не возможно. Если вы не уверены в правильности составленной претензии, или чувствуете, что сложно подобрать обоснование требований, обратитесь к юристу. Стоимость услуг нашего специалиста и консультации невысоки, зато вы не потратите время и нервы на изучение юридических аспектов вопроса.